Не подмажешь – не поедешь.

Это старая русская поговорка. Она в полном объеме отражает роль обычного сала в жизни        древнего извозчика. Казалось бы причем тут сало и телега?  Оказывается еще как причем! С давних времен, с момента появления первого колеса, возникла необходимость продлить жизнь оси телеги на которое одевалось колесо. Учитывая большие нагрузки на ось, она очень быстро выходила из строя – просто истиралась! Сила трения давала о себе знать. И люди решили эту проблему очень просто. В ступице колеса есть камера (теперь она называется сальниковая камера), через которую проходила ось повозки, вот эту камеру и заполнили салом.

Да, да, обычным свиным салом. И все поехало как по маслу, а что бы сало из сальниковой камеры не вытекало, появилось еще одно техническое решение – сальниковую камеру заполняли не самим салом, а пеньковой веревкой пропитанной салом (которая сейчас называется сальниковой набивкой). При помощи специальных устройств сальниковая набивка поджималась вдоль оси колеса, упираясь в стенки сальниковой камеры и уплотняя набивку. При сжатии набивки в ней создавались усилия, под действием которых она прижималась с одной стороны к стенке сальниковой камеры, а с другой — к цилиндрической поверхности оси колеса. Таким образом, создавалась герметичность, и сало не проникало за пределы ступицы  колеса.

Стоить так же отметить, что в те далекие времена сальниковая набивка применялась не только на колесах телег, подвод и карет, но и в системе управления поворотом передней оси всего выше перечисленного транспорта того времени. Передняя ось делалась так, чтобы она могла поворачиваться вокруг  штыря (шкворня, сердечника, курка), который располагался по оси телеги. Штырь входил в две закрепленные шайбы. Одна металлическая шайба крепится на корпусе телеги, вторая на деревянной поперечине, с прикрепленной на ней осью. А между шайбами для смазки устанавливали сальниковую набивку. Все просто!

 Современные сальники.

Потом появились паровые двигатели и первые двигатели внутреннего сгорания. И возникла необходимость передать вращательное движение от двигателя на различные узлы и механизмы. Вот тут и произошел  реальный прорыв в области создания приспособлений предназначенных для уплотнения различных соединений, в том числе и подвижных, в различных устройствах и механизмах. Это была эпоха, когда еще первые автомобили тряслись по брусчатке без рессор и амортизаторов, что не добавляло комфорта при зависимых приводах, там, где сегодня стоит сальник коленвала, делались уплотнения смазанной жиром паклей. От прямой связи с салом и пошло такое название этого важного герметизирующего элемента, с которым легко обращаются бывалые автолюбители, а новички практически не знакомы.

Также сальниковые устройства, работающие на том же принципе, широко применялись в различных промышленных, судовых, автомобильных механизмах. Кроме подвижных узлов, сальники использовались для уплотнения неподвижного оборудования, например в трубных и кабельных проходках. Одним словом, сальник шаг за шагом  прочно вошел в жизнь различных механизмов. Современный сальник – это само совершенство. Функцию он выполняет прежнюю, а вот его содержание совсем другое. Конструктивная простота просто поражает. Сегодня сальник – это одно из самых распространённых и давно известных уплотнительных устройств.   Инженеры даже придумали описание, что такое сальник:

Сальники – резиновые армированные манжеты, предназначенные для уплотнения различных соединений, в том числе и подвижных, в различных устройствах и механизмах.       Сложно себе представить, но сальник (среди инженеров – манжета) обязан прослужить без замены срок, соответствующий… ресурсу мотора на который он установлен.  Но история умалчивает, сколько держались сальники встарь, когда их делали набивными и в них использовали пропитанные салом нити пеньки или джута. Сегодня сальники  достаточно сложное изделие из специальной резины с металлическим каркасом. Хоть это, казалось бы, мелочь, но ее отказ влечет массу неприятностей.

В автомобилях имеются сальники коленвала, сальники распредвала, сальники коробки передач, сальники полуосей, сальники ступиц, сальники раздатки, сальники клапанов и др. А теперь представьте себе, что сальник одного из этих узлов «потек». Если своевременно это не заметить, то считайте, что Вы попали на большие деньги по ремонту этого узла. Стоимость самого сальника в разы ниже, чем стоимость ремонта узла или его замена. Поэтому следить за состоянием сальников очень даже важная задача. Мы начали наш рассказ с известной русской поговорки, мы Вас познакомили с историей появления сальника и его месте в жизни механизмов. Закончить наш рассказ можно поговоркой, но другой. Мал золотник, да дорог.

related posts

Рулевая рейка BMW
Уязвимость электро реек на автомобилях BMW
Ремонт рулевой рейки BMW
Ремонт электрической рулевой рейки BMW
Фильтра ГУР ATG
ФИЛЬТР В СИСТЕМЕ ГУР
РЕМОНТ РУЛЕВЫХ РЕЕК FORD
Гарантия на рулевую рейку после ремонта – миф или реальность?
ДИАГНОСТИКА РУЛЕВОЙ СИСТЕМЫ